15 декабря 2017 г.

Что такое современный квилт или почему их два


Photo Sophie Zaugg

Сейчас, когда ситуация с категориями,  направлениями и самоидентификацией мастеров квилта устаканилась, возникли европейские и мировые объединения и группы,  баталии улеглись, трудно поверить, что рождение современного квилта было болезненным. Я еще помню споры о том может ли простеганый квадрат на стене называться квилтом, если на нем краской нанесено изображение, или можно ли  квилт с краем, необработанным окантовкой, считать законченным. А уж о том сколько стежков должно быть в дюйме при ручной стежке в интернете написаны тома. Но современный (Contemporary) квилт занял свое место, в основном благодаря стремлению квилтеров расширять свои горизонты. В нем было, по мнению тех, кто пришел из традиции, больше творчества. Они считали, что  переход к новым техникам и методам работы даст им возможность наиболее полно выразить себя.

Также было много таких, которым поднадоел традиционный квилт, более не подходящий к минималистичному "Икеевскому" интерьеру, которые хотели шить простые, яркие вещи для дома и у них не было амбиций добиться новых высот в творчестве. Они не очень комфортно чувствовали себя в квилтерских гильдиях, в которых задавали тон традиционно настроенные мастера. Квилт-"полиция", преклонный возраст членов квилтового сообщества, часто делающих один, (зато какой!) квилт в год, не способствовала популярности квилта в среде занятой молодежи, не имеющей желания и времени осваивать премудрости традиционного ремесла и создавать совершенные в техническом смысле, но очень трудоемкие изделия.

Photo Sophie Zaugg, фрагмент квилта, отобранного на Квилткон 2018

Так появились сначала интернет-сообщества на фликр, шьющие яркие, простые и узнаваемые работы, а затем в 2009 и гильдия Нового современного (MOdern) квилта. Развод был шумный, но споры быстро улеглись, гильдия НСК доказала свою популярность и жизнестпособность. По-английски, она называется МОдерн (Modern Quilt Guild), то есть они тоже решили назваться современными, но в английском языке для современного есть два слова, а в русском одно, МодЕрн в русском имеет иной оттенок и его использовать некорректно. Мы решили, что пусть будет два современных, один просто современный, а второй Новый современный, поскольку он новее  (что не значит современнее). Новый современный понятней и удобоваримей, чем спотыкаясь каждый раз в разговоре произносить английское слово с ударением на первом слоге или сомневаться все-таки мОдерн или модЕрн.

Причины появления  Гильдии нового современного квилта все же лежат не только и не столько в конфликте поколений. Современные и арт-квилтеры двадцать пять лет назад гораздо жарче воевали с традиционалистами, но в конце концов остались под одной гильдейской крышей. Причины на самом деле уже не так важны.  Гильдия НСК изначально была направлена на молодую аудиторию, шьющую менее трудоемкие виды квилта для своих более современных интерьеров. Они заявляют, что их цель шить утилитарные, интерьерные вещи, что у членов гильдии НСК нет стремления заниматься искусством. Установка, которая должна нравиться производителям тканей больше, чем девиз "Один квилт в год (зато какой)". Члены Гильдии НСК черпают вдохновение в иллюстрации и графическом дизайне. Цвета и стили изображений, популярные в графике, используют и производители тканей. На сайтах продавцов тканей часто можно увидеть, что эти ткани выделены в особый раздел Modern quilt fabrics.


Направление стало популярно не только в США, не далее как в прошлом году в Бирмингеме в конкурс ввели категорию НСК, в гильдии появилась группа НСК.

Winner Modern Quilts – Judith Lynch – Sticks and Stones 1
На днях в фейсбуке было объявление о том, что Гильдия нового современного квилта создается в Голландии. Называется Гильдией (Modern quilt guild), но существовать будет параллельно (или под одной крышей)с уже существующей, и члены "старой" гильдии могут автоматически войти в новую.

В нашей гильдии мы также объявили о создании такой группы. Почему бы и нет, ведь  в соцсетях уже есть подобные русскоязычные сообщества, работы американской Гильдии НСК доступны в интернете, среди них есть и очень хорошие, и нашим авторам тоже интересно делать подобное. В Америке, где счет квилтеров идет на миллионы (По последнему опросу, проводящемуся раз в 4 года, в США 16 млн квилтеров), они могут себе позволить иметь несколько разнопрофильных организаций, и квилтеров и спонсоров хатит на всех. У нас же дробиться на мелкие группки нецелесообразно. тем более, что деление на современный и Нск скорее административное, чем принципиальное.


Надо отдать должное молодой, "пассионарной" организации. Они проводят интересные мероприятия, они подвели под свое существование теоретическую базу (подробно в нашем блоге НСК), в их конкурсах столько номинаций, что практически любой квилт найдет там свое место, кроме разве что совсем традиционного, сшитого из коричнево-бежево красных тканей с медальоном и тройной каймой. Туда, где кипит жизнь и есть финансовая поддержка бизнеса, приходят и профессионалы, живущие продажей работ и мастер-классов. Все чаше выставляются на конкурсах НСК художники по текстилю, вот уже и Люка Хейнса, Нэнси Кроу, Маргарет Рамсей называют представителями НСК, хотя они ни сном ни духом не подозревают об этом.


Margaret Ramsay, Birchington Breakwaters

Заявив, что главным вдохновением для НСК является  графический дизайн, они очень много внимания уделяют обучению созданию композиции квилта и работе с цветом.  Например, благодаря гильдии НСК, все квилтеры теперь знают, что такое негативное пространство. Негативное пространство под разными ниаменованиями входило в программы художесвенных школ уже очень давно, например Джозеф Алберс , которого часто цитируют в своих работах авторы НСК, своим студентам объяснял его так: Рисуя стул, рисуйте пространство между ножками стула, то есть надо обращать внимание не только сам стул, но и на пространство между его ножками. Другие учителя называют взаимодействие позитивного и негативного пространства напряжением между фигурой и фоном, суть от этого не меняется. Понимание этой взаимосвязи помогает создавать интересные динамичные композиции.

Если Гильдия НСК поможет образованию квилтеров в области дизайна, то за одно это им спасибо. Наша Гильдия квилтеров тоже планирует проводитьсеминары по дизайну, мы рассчитываем, что участвовать в них будут все, не только группа НСК. Ближайшее такое занятие будет проходить 3 февраля в Санкт-Петербурге, во время проведения фестиваля "Традиция".

Мне очень многое нравится в этом направлении, однако поклонникам НСК хотелось бы посоветовать творить не оглядываясь на категории и номинации, не ограничивать себя созданием только утилитарных вещей, черпать вдохновение из всех доступных источников, использовать любые ткани любых цветов и тогда ваши работы будут шедеврами и Современного (Contemporary) и НСК и, кто знает, может быть, арт-квилта.


Комментариев нет:

Отправить комментарий