17 октября 2017 г.

Что такое арт-квилт 2

В 2011 году для группы арт-игра, я написала статью на тему "Что такое арт-квилт". Я до сих пор могу мало что в ней изменить и мало что добавить. И не хочу, так как писалась она для конкретных людей, и в ней я отвечала на конкретные вопросы.

Сегодня по-прежнему то на одном, то на другом форуме, в группе на фейсбуке или в  блоге пишут: "Работа выполнена в стиле(технике) арт-квилт", или задают вопрос " нужно делать геометрическую работу или можно арт-квилт? " Или пишут автору работы, вымученно скопированной  с увеличенной фотографии: "настоящий арт-квилт!"

Люди, вырастающие из "традиционной" любительской среды и стремящиеся расширить границы   техник, материалов и тем, автоматически приравнивают этот переход к шагу из ремесла в искусство, где ремесло более не имеет значения, а можно творить  не придерживаясь "традиционных" правил. Например, вместо ручной аппликации с подвернутым краем использовать клеевую, перестать обращать внимание на несовпадающие уголки и шить импровизационно, забыть про окантовку, а в ответ на критические замечания  в адрес композиции сказать: "Я так вижу". Однако, ни отсутствие традиционных правил, ни наличие новых техник и материалов не являются единственными и достаточными признаками арт-квилта. Нет такого стиля и нет такой техники.

Арт-квилт это произведение искусства в виде квилта,
(то есть трехслойного, иногда двухслойного скрепленного стежкой объекта.)

Таким было определение арт-квилта примерно 20 лет назад

С тех пор арт-квилт расширил свои рамки, оставаясь по большей части двухмерным, если не считать рельеф создаваемый стежкой, он воспринял  и стал использовать все техники, используемые в графике и даже станковой живописи, он впитывает тенденции появляющиеся в вышивке, (Dijanne Cevaal, Tatiana Fedorova )



валянии,


батике, ткачестве, все больше использует возможности компьютерных программ и активно расширяет спектр нетрадиционных материалов.
Ограничения, накладываемые  определением, сковывали творческую фантазию авторов и ограничивали их участие в квилтовых выставках и конкурсах.
Mary Poppelier
Так например, работы Мери Поппелир  строго говоря не являются квилтом так как не простеганы и натянуты на рамы.


Также как и работы нашего замечательного художника Анатолия Белика.



Одна из самых авторитетных и многочисленных организаций художников-квилтеров SAQA (произносится как САКВА), предложила свое определение, которым теперь руководствуется большинство арт-квилтеров в мире.

Приведу его как в английской, так и в русской версии, поскольку не слишком думала над переводом и, возможно, кто-то сделает лучше

Творческий визуальный объект который состоит из нескольких слоев скрепленных стежкой или который своей формой имеет отношение к  многослойной простеганной конструкции.

Art-quilt is a creative visual work that is layered and stitched or that references this form of stitched layered structure.

Понятно, что он творческий, так как является авторским произведением художника, визуальный, поскольку предназначен для рассматривания, а не для прослушивания. А производно ли данное произведение от квилта будет решать сам автор и специалисты, отбирающие работы на выставки и конкурсы. 
Несколько фотографий, сделанных на выставке  Art-Quilt Foundation, 2017
Квилт члена SAQA Женевьев Аттинжер фигуративный:


Heide Stoll-Weber,  абстрактный арт-квилт:

Ирина Воронина: Икар,  взмах крыльев едва угадывается:
И вновь абстрактный, Anco Browers



Еще одно определение, которое мне бы хотелось привести - определение арт-квилта, которого, наряду с определением SAQA, придерживается судейской совет английской гильдии.

Арт-квилт - это квилт, производящий сильное визуальное впечатление и исполненный на высоком уровне, задуманный для демонстрации в качестве произведения исусства и передающий идею, эмоцию или концепцию посредством текстиля и шитья. 


И в том и в другом определении используется слово "stitch"- "шитье", а не "стежка" -"quilting".
 

5 комментариев:

  1. Я интуитивно не причисляла свои работы к арт- квилтам. Так и не могу определить к какой категории отношусь.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Татьяна. Я люблю американский журнал "Quilting Arts", там порой такие чудеса увидишь, что только диву даёшься безмерности человеческой фантазии. Я заметила, что самые удачные арт-квилты, всё-таки делают именно профессиональные художники.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, ведь этой профессии, как и всякой другой, надо учиться. Но я знаю массу талантливых арт-квилтеров, выросших из любительской среды. совсем не хотела сказать, что арт-квилтеры все професионалы, хотя им легче, конечно


      Удалить
  3. Мне очень понравилось...""Люди, вырастающие из "традиционной" любительской среды и стремящиеся расширить границы техник, материалов и тем, автоматически приравнивают этот переход к шагу из ремесла в искусство, где ремесло более не имеет значения, а можно творить не придерживаясь "традиционных" правил. Например вместо ручной аппликации с подвернутым краем использовать клеевую, перестать обращать внимание на несовпадающие уголки и шить импровизационно, забыть про окантовку, а в ответ на критические замечания в адрес композиции сказать: "Я так вижу". Однако, ни отсутствие традиционных правил, ни наличие новых техник и материалов не являются единственными и достаточными признаками арт-квилта. ""
    Себя не считаю даже ремесленником, любитель в кубе)))
    И согласна с Татьяной, самые удачные, у настоящих художников, классическую школу ни чем не подменить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для всех, кто не считает себя художником, но использует современные техники и материалы, есть понятие "Современный квилт" Не зря в английской гильдии разделяют Современный(contemporary) и Арт-квилт. То есть все, что сделано используя сегодняшние средства, но необязательно заявляет о себе как о произведении искусства. Я об этом еще напишу, по пока хочу сказать, что художник начинается с осознания себя таковым. А это требует гораздо большего напряжения, чем просто перевести в ткани понравившуюся картинку. Нужно думать что ты хочешь сказать, какую эмоцию или идею донести и как это выразить. И вот тут у любителей беда-не хватает элементарных знаний по цвету, композиции, нет навыков рисунка, навыков работы с темой. И многие это понимают и идут учиться, наверстывать упущенное. С другой стороны, даже у профессиональных художников многое идет на поток, вторично и скучно. И они тоже виноваты в том, что арт-квилт называют "техникой". Например реклама мастер-класса: "5 арт-квилтов за одно занятие" или "пошаговое руководство по созданию арт-квилта".


      Удалить